Главная

Дело №245/2011-87461(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е НИ Е: город Омск № дела 12 октября 2011 года А46-10014/2011 Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 06 октября 2011 года, полный текст решения изготовлен 12 октября 2011 года. Арбитражный суд Омской области в составе судьи Погосткиной Е.А. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шамгоновой Ж.К. рассмотрел в открытом судебном заседании суда дело по иску Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Омской области (ИНН 5503225264, ОГРН 1115543000847), город Омск к Товариществу собственников жилья «Уют-2008» (ИНН 5504202887, ОГРН 1085543003677), город Омск о понуждении заключить договор В заседании приняли участие: от истца – Лепехин К.С., по доверенности от 25.05.2011 № 3, на 1 год, от ответчика – Благов Ю.В., по доверенности от 05.09.2011, на 3 года, Буторин И.Ю., по доверенности от 06.10.2011, на 3 года УСТАНОВИЛ: Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Омской области (далее -Следственное управление) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к Товариществу собственников жилья «Уют-2008» (далее – ТСЖ «Уют-2008») о понуждении заключить договор на техническое обслуживание нежилого помещения, расположенного по адресу: г.Омск, ул. Маяковского угол ул.Маршала Жукова, дом № 37/101, корпус №1) и предоставления коммунальных услуг № 2-11 СУв редакции протокола разногласий от 21.03.2011. Представитель истца требования поддержал в полном объеме. Ответчик в отзыве исковые требования не признал, указав на следующее. 1. СУ СК России по Омской области считает, что проект договора на техническое обслуживание нежилого помещения и предоставления коммунальных услуг № 2-11 СУ от 21.03.2011 г., подготовленный ТСЖ «Уют-2008», не отвечает интересам Следственного управления, т.к. Следственное управление не обязано оплачивать услуги (плата за содержание и ремонт лифтового оборудования, труда паспортиста ТСЖ, юридических услуг, труда лифтеров ТСЖ по обслуживанию лифтов), в которых оно не нуждается. В соотв. с п. 1 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные 2 А46-10014/2011 А46-10014/2011 шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); В соотв. с абз. 7 Письма Министерства регионального развития РФ от 06.03.2009 N 6177-АД/14 «Об особенностях установления размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме» расходы на содержание и ремонт лифтового оборудования многоквартирных домов являются составной частью расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (часть 3 статьи 30, часть 1 статьи 37, статья 39 и 158 Кодекса, статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, разделы II и III Правил). Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей указанного собственника в праве общей собственности на общее имущество в таком доме (часть 1 статьи 37, часть 2 статьи 39 Кодекса). В связи с этим расходы на содержание лифтового оборудования обязаны нести все собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме независимо от положения таких поме щений в доме. Указанный подход отражен в решении Верховного Суда Российской Федерации от 26 мая 2005 г. N ГКПИ05-588 (суд указал, что обязанность по содержанию общего имущества жилого дома, в том числе и лифта, возлагается на всех без исключения нанимателей помещений в этом доме независимо от того, на каком этаже находится занимаемое помещение). Такие расходы не являются расходами на пользование лифтами как средствами транспортировки граждан и грузов. Органы местного самоуправления и органы государственной власти субъектов Российской Федерации не имеют полномочий изменять императивные нормы федерального законодательства. Аналогичной позиции придерживаются и арбитражные суды РФ. Например, в постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2010 по делу N А5713268/ 09 указано, что поскольку лифты относятся к общему имуществу в многоквартирном доме (п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ), их техническое обслуживание также включено в понятие "содержание общего имущества". Расходы на содержание лифтового оборудования не являются расходами на пользование лифтами как средствами транспортировки граждан и грузов (Письмо Минрегиона России от 06.03.2009 N 6177АД/ 14), поэтому порядок участия собственников помещений в расхо дах на содержание и ремонт лифтов определяется правилами несения расходов на содержание общего имущества (Решение ВС РФ от 26.05.2005 N ГКПИ05-588). В соотв. с п. 2 Методических рекомендаций по определению и учету доходов и расходов на содержание многоквартирного дома (разработаны Центром муниципальной экономики и права в 2006 г.) расходы на содержание многоквартирного дома включают: -расходы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме; -расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; -расходы на управление многоквартирным домом; -расходы на коммунальные услуги; -расходы на иную, направленную на достижение целей содержания много квартирного дома, деятельность (в указанную группу расходов включаются расходы на оплату труда паспортиста ТСЖ, юриста ТСЖ и т.п.) В соотв. с ч. 1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Закон не ставит исполнение этой обязанности в зависимость от наличия доступа или степени изолированности от этого имущества. В соотв. с п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 3 А46-10014/2011 А46-10014/2011 2) плату за коммунальные услуги В соотв. с ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. В соотв. с ч. 1 ст. 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения. В соотв. с пп. 5 п. 2.3 Методических рекомендаций по определению и учету доходов и расходов на содержание многоквартирного дома величина расходов на управление многоквартирным домом отражается в смете расходов и доходов. В соотв. с п. 8.1 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относится утверждение смет доходов и расходов товари щества на год, отчетов об исполнении таких смет. В соотв. с ч. 5 ст. 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании. Следовательно, если общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме утвердило смету расходов и доходов, исполнение указанной сметы является обязанностью всех собственников помещений в многоквартирном доме. 2. Следственное управление считает, что в соотв. с п. 2 ст. 138 ЖК РФ пп. б п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 г. № 491 ТСЖ обязано заключать договоры о содержании и ремонте в многоквартирном доме с собственниками помещений в многоквартирном доме, не являющимися членами ТСЖ. Дополнительно ссылаясь на ст. 445 ГК РФ Следственное управление просит суд понудить ТСЖ заключить с ним вышеуказанный договор с протоколом разногласий по п. 3.1 Договора № 2-11 СУот 21.03.2011 г. Ст. 138 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ) не обязывает ТСЖ заключать договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме с собственниками помещений в многоквартирном доме, не являющимися членами товарищества. П.16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме также не содержит указанной обязанности. Из этого следует, что ссылка Следственного управления на то, что заключение с ним договора на техническое обслуживание нежилого помещения и предоставления коммунальных услуг является для ТСЖ «Уют-2008» обязательным необоснованна. 3. В ответ на письмо Следственного управления № 206-28-11/2544 от 21.03.2011, содержащее предложение изменить размер платы за содержание и ремонт лифтового оборудования, труда паспортиста ТСЖ, юридических услуг, труда лифтеров ТСЖ по обслуживанию лифтов, ТСЖ «Уют-2008» отправило письмо № 181 от 21.03.2011 г. с обоснованием невозможности согласовать разногласия по договору № 2-11 СУпо причинам, перечисленным в указанном письме. Однако ответ на данное письмо от Следственного управления не был получен, что подтверждается, в том числе, содержанием протокола № 4 заседания правления ТСЖ «Уют-2008» от 23.05.2011 г., в котором Буторин И.Ю. озвучивает факт отсутствия ответа Следственного управления на письмо ТСЖ «Уют2008 » № 181 от 21.03.2011г. 23.05.2011 г. в отделе по приему граждан и документационному обеспечению Следственного управления было получено письмо ТСЖ «Уют-2008» № 198 от 17.05.2011, в котором ТСЖ просило Следственное управление принять решение об отмене изменения размеров платы за содержание общего имущества, предложенного Е.Г. Долгалевым для 4 А46-10014/2011 А46-10014/2011 утверждения на общем собрании ТСЖ «Уют-2008». Однако, и на данное письмо ответ от Следственного управления получен не был. Вышеуказанное свидетельствует о нежелании Следственного управления урегулировать разногласия в досудебном порядке. Представитель истца требования поддержал в полном объеме. Представитель ответчика высказался согласно отзыву на исковое заявление. Исследовав и оценив доводы, изложенные в исковом заявлении, отзыве на него и объяснениях представителей сторон, арбитражный суд пришел к выводу о том, что исковые требования в части понуждения ответчика к заключению договора на техническое обслуживанию не подлежат удовлетворению. В соответствии со стать.й 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Согласно статье 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта. Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Положения указанных правовых норм относительно обязанности сторон заключить договор применимы не только к отношениям, возникшим из публичных договоров (статья 426 Гражданского кодекса Российской Федерации), но и к другим случаям, когда обязанность заключить договор возлагается на лицо законом или добровольно принятым обязательством. По смыслу названных материальных норм рассмотрение преддоговорных споров в судебном порядке возможно только в случаях, если спор возник в отношении договора, который обязана заключить одна из сторон, либо передача разногласий на решение суда согласована сторонами. В данном случае согласно статье 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья -некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме. Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что собственник обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества. По правилам пункта 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Согласно статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего 5 А46-10014/2011 А46-10014/2011 имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Согласно статье 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме. В соответствии с пунктом 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме -в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья. Собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации. Частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом. Собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование; в издержках по содержанию этого имущества обязаны участвовать как собственники квартир, так и собственники нежилых помещений (статьи 249 и 290 Гражданского кодекса Российской Федерации). Суд считает, что собственники нежилых помещений, не являющиеся членами товарищества собственников жилья, обязаны оплачивать расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Отказ части собственников помещений от вступления в члены товарищества собственников жилья либо от заключения договора с товариществом собственников жилья не освобождает их от участия в несении расходов на содержание и ремонт общего имущества. В силу статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. Отсутствие такого договора не означает в данном случае отсутствие правоотношений по оказанию возмездных услуг, поскольку истец пользуется услугами товарищества в силу расположения находящихся в его собственности нежилых помещений в многоквартирном доме. 6 А46-10014/2011 А46-10014/2011 Оплата за потребляемые услуги должна быть определена на основании положений пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 137, пункта 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления. Ст. 138 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ) не обязывает ТСЖ заключать договоры о содержании и ремонте общего имущества в много квартирном доме с собственниками помещений в многоквартирном доме, не являющимися членами товарищества. П.16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме также не содержит указанной обязанности. Таким образом, истец не вправе понуждать ответчика к заключению договора на техническое обслуживание нежилого помещения. Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требований Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Омской области (ИНН 5503225264, ОГРН 1115543000847) отказать. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия путем подачи апелляционной жалобы. Судья Е.А.Погосткина

 

 

 

 

 

Опрос

Оцените, пожалуйста, сервис нашего ТСЖ?
очень высокий
31%
высокий
69%
средний
0%
низкий
0%
очень низкий
0%
Всего голосов: 13

Форум и объявления